Close

Создавай больше, потребляй меньше: Общество потребления.

Каждый раз в самолете, который выруливает на взлетную полосу за секунды до мощного разбега, или тогда когда он идет на снижение и резко закладывает в ушах, я думаю о том, что ещё мне нужно обязательно сказать важного, чтобы переживать любые взлёты и посадки уверенно и спокойно.

Люди вокруг нас, любой человек имеет прирожденную жажду творить и создавать. Мы все хотим изменений окружающей среды по нашему усмотрению, чтобы сделать её для себя более комфортной и безопасной. Мы все в меру своих способностей, труда, упорства и настойчивости можем добавить собственную лепту в этот нескончаемый процесс свершений и улучшений.

С другой стороны каждый из нас это потребитель. И мы живем в обществе, состоящем из потребителей. В принципе, в нашем потреблении нет ничего заведомо неправильного, каждый из нас нуждается в еде, питье, одежде и крове. Это естественные потребности, прямо нуждающиеся в удовлетворении для сохранения себя и своей жизни. Кроме того, по мере усложнения общества, развития личности и, как следствие, повышения уровня жизни и наших представлений и требований, растет и уровень потребления – средства гигиены, связи, передвижения, хорошее образование и доступ к медицинским услугам. Далее идут вещи, необходимые уже скорее для обеспечения комфорта, престижа, развлечений и т.д.

Каждый раз с переходом на новый технологический уклад и связанный с этим мощный рост производительности возникает потребность в изменении парадигмы общественного устройства, что неизбежно влечет за собой изменение в образе жизни, наборе жизненных ценностей и ориентиров, и в частности, изменение структуры потребления.

Так например, сразу после индустриальной революции производительные силы осознали потребность в квалифицированном и дисциплинированном рабочем, что привело, во-первых, к освобождению крестьян от феодала, их массовому исходу в города-индустриальные центры, а во-вторых, к изменению общественного уклада, образа жизни, доступности начального профессионального образования, формированию новых классов и т.д.

Разумеется, это приводит и к изменению структуры потребления. Крестьянину, живущему на земле и кормящемуся своим трудом, нужны и доступны иные вещи, нежели городскому рабочему. Чем дальше этот процесс развивался и усложнялся, тем все более разнообразными и требовательными становилось потребление. Статус зависит от обладания и контроля над уникальными ресурсами. Так как в индустриальном обществе массового производства и массового потребителя всегда существует дефицит того или иного уникального товара или услуги, возможность потребления таких уникальных товаров и услуг – вещь статусная. Чем выше ты находишься на социальной лестнице, тем более сложная и дорогая у тебя структура потребления. Таким образом, уровень потребления в индустриальном обществе становится признаком принадлежности к тому или иному классу, уровнем престижа и мерилом успешности.

Через многочисленные средства массовой информации, фильмы, книги, деятелей искусства, политиков и фигур общественного влияния и прочих, производителями и корпорациями постепенно формировался определенный имидж продукта и образец потребления. Реклама подталкивала людей потреблять все больше и больше, убеждала их, что потребление и обладание сделает их счастливее и успешнее, поднимет их престиж и уважение в обществе. Строить свою жизнь в соответствие с представлениями об успешности, оценивать человека по брендам и модели телефона стало общепринятым. Чем дороже моё потребление, тем круче я по сравнению с окружающими. Первое правило обладателя айфона – сделай в инстраграмме селфи с этим айфоном.

Даже сейчас, когда становится все более очевидно, что уровень потребления в так называемых развитых странах западного мира уже давно перешагнул порог разумности и чувствительно бьет по невосполнимым ресурсам планеты, всё ещё слышны голоса о поддержании и стимулировании высокого спроса и поддержке разваливающейся мировой экономики.

Ухудшает ситуацию эпидемия религии денег в быстро догоняющих их по потреблению развивающихся странах. Если обеспечить таким же безумным уровнем потребления и завышенных требований ещё два-три миллиарда людей, планета быстро превратится в ядовитую свалку. На самом деле, при текущем потреблении, ресурсов недостаточно даже сейчас, чтобы поддерживать уровень даже в первом мире. Это значит, что в ближайшем будущем население этих стран столкнется с реальностью и будет вынуждено оптимизировать свои расходы и жить по средствам. Но добровольно отказаться от привычного образа жизни будет трудно. Многие готовы сколь угодно долго рассказывать о том, как их беспокоит голод и смертность детей в Африке, но отказаться от автомобиля и пересесть на велосипед или общественный транспорт, перестать вожделеть новую модель телефона или ноутбука, смогут в лучшем единицы. Именно тут лежит граница между словами и делами. А ситуация такова, что требует быстрых и решительных дел.

Согласно многочисленным исследованиям, счастье никак не связано с количеством покупок. Тем не менее, маркетологам удается убедить как раз в обратном. В текущих условиях оказывается выгодно поддерживать и подпитывать культ религии денег.

Продолжение следует…

Лично вы чувствуете себя более счастливым, когда покупаете что-то? Как долго продолжается ваше счастье? Придерживаетесь ли вы мнения, что не в деньгах счастье, а в их количестве? Пишите мнения и сомнения в комментах, будем обсуждать вместе.

Нашли для себя что-то полезное?

Расскажите о сайте своим друзьям в Контакте, Твитере и Фейсбуке!

Почему перепост важен и как он может изменить этот мир к лучшему — читайте здесь!

(с) При копировании статьи ссылка на источник http://joie-de-vivre.ru обязательна. 

Joie de Vivre. Жизнь в XXI веке. cможет принять любую посещаемость благодаря кешированию WP Super Cache