Согласно словарю экономических терминов, «роялти» (в переводе с английского – королевские привилегии) — периодические отчисления или платежи за возможность использования лицензии на патенты, изобретения, товары, прокат фильмов, выпуск книг. Как правило, роялти отчисляется в процентном соотношении от стоимости продажи. Также, под понятие «роялти» попадает плата за право добычи и разработки полезных ресурсов.
Первоначально под роялти подразумевалось только власть обладателя, его привилегии. Далее роялти стало обозначать периодические платежи, выплачиваемые суверену, за назначенный им титул, земельное владение, воинское звание, привилегии на определенный вид деятельности, добычу полезных ресурсов. В современной трактовке, понятие роялти впервые было использовано в Англии для определения доли короля от добычи угля, на которую он предоставил привилегии.
Роялти как юридический термин просочился в различные сферы жизни и для каждой их них имеет свое значение. Так, роялти в авторском праве представляет собой периодическую плату обладателю авторских прав за каждое публичное использование его продукта. Это может использование в коммерческих целях музыкальных произведений, кинофильмов и любых других видов интеллектуальной собственности. На Западе вопрос об уплате авторских отчислений – это нормальная практика, у нас же ряд телеканалов и предприятий сферы развлечений, бытового обслуживания, транспорта уклоняются от подобной оплаты. Для большинства остается странным и непонятным, почему за использование в собственных целях чьих-то авторских продуктов, нужно платить.
Размер авторского гонорара на практике – это фиксированная ставка, которая выплачивается владельцу прав по истечению ранее оговоренного промежутка времени, пока соглашенный договор имеет юридическую силу. Сумма авторского гонорара вычисляется от цены чистой продажи лицензионного продукта, валовой прибыли, себестоимости или закрепляется в расчете на цену единицы реализуемой продукции. Самый распространенный метод – это начисление процентной доли от цены продажи товара.
Особое распространение роялти получило во франчайзинге – концепции отношений между коммерческими субъектами, где одна из сторон передает другой плату (роялти) за использование определенного вида бизнеса, ею разработанного и внедренного на рынок. При такой форме лицензирования компенсация за использование взимается за логотип, торговую марку, слоган, корпоративный стиль или музыку, или любые другие символы, по которым аудитория отличает данную компанию от конкурентов.
Франчайзинг – это взятие «в аренду» коммерческого обозначения или товарного знака. Использование франшизы регулируется заключенным договором между франчайзи и франчайзером. Такой договор может содержать как самые основные моменты соглашения, так и мелкие детали сотрудничества, но, в нем всегда регламентируется основная сумма выплат, за использование франшизы. Условия использования товарного бренда – могут быть как простыми, так и довольно жесткими – полное соблюдение корпоративных цветов в помещении и одежде персонала.
Согласно Филиппу Котлеру, принято выделять такие признаки францайзинга:
- Фрачайзи оплачивает первоначальный взнос за право вступить в систему;
- Франчайзер получает регулярные проценты за использование собственного товарного знака;
- Франчайзер должен предоставить франчайзи полную систему ведения данного бизнеса.
У франчайзинга как системы построения бизнеса есть ряд ощутимых преимуществ. Главная выгода франчайзера в том, что он имеет небольшой, но стабильный и гарантированный доход от объемов продаж своего продукта, так как согласно договору, франчайзи должен выкупать у него определенно количество товара. При налаженной системе бизнеса, которая дает постоянный доход, есть смысл рассматривать новые направления развития.
Для лица, покупающего франшизу, также существуют положительные моменты. Это и использование готовой модели бизнеса, которая гарантированно будет приносить прибыль, и минимальные затраты на раскручивание бренда, минимальные риски в бизнесе, так как теперь франчайзи становиться частью коммерческой «семьи». Кроме того, франчайзи получает доступ к базе данных своего старшего партнера – это и отлаженная бизнес-система, и помощь при входе на рынок.
В России франчайзинг регламентирует договором коммерческой концессии, который предусматривает использование франчайзи комплекса деловой репутации, особых прав и коммерческого опыта в определенном, оговоренном объеме.
Как заработать на роялти?
Один из интересных и довольно простых способов заработать на собственном творчестве – это, например, продавать в сети собственные фото. Роялти-фри – на сегодняшний день один из самых популярных видов лицензирования для продажи фотографий. Такую лицензию используют на фотобанках и микропейментовых фотостоках. Выставлять на продажу свои работы можно одновременно на нескольких платформах. При продаже произведения все права на фотографию или иллюстрацию остаются у ее автора, при этом картинка может быть продана несколько раз.
Выгода покупателей при покупке роялти-фри работы в том, что они, как правило, имеют довольно низкую стоимость – начальная цена от 20 центов. Использовать купленную работу можно только согласно оговоренным условиям. Ограничения существуют по времени использования и тиражу. Однако нельзя использовать в коммерческих целях продукты, купленные по данной лицензии. Для использования работы в коммерческой сфере (например, размещать на сувенирной продукции или), существует расширенная роялти-фри.
А если посмотреть на роялти с другой точки зрения, то это один из инструментов, с помощью которого можно обеспечить себе безбедную жизнь. Достаточно создать уникальный продукт в любом сегменте рыночных отношений, найти целевую аудиторию и сдать его в аренду.
(с) Материал с сайта http://psychomedia.org
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям в Контакте, Твитере и Фейсбуке
(с) При копировании статьи ссылка на источник https://joie-de-vivre.ru обязательна.